Меня всегда интересовало, что люди ищут в горах. Зачем эти альпинисты взбираются на высоченные горы против сильного ветра, тащат на себе тяжеленные рюкзаки, спят в холодных палатках? Неужели все это лишь ради того, чтобы забраться на гору и почувствовать себя хотя бы на минутку на вершине мира? Или все же ради чего-то другого? Мне кажется, сейчас я знаю ответ.
Хамар-Дабан – это горная цепь, протянувшаяся на 350 км от Улан-Удэ на востоке до юго-западной точки Байкала на западе. Высочайшая точка хребта – г. Хан-Ула (2371 м). На западе Хамар-Дабан граничит с Саянами, на севере огибает Байкал, на юге переходит границу с Монголией. С Хамар-Дабана в Байкал течет большое количество рек, здесь проходит много туристических маршрутов, как пеших, так и водных. Один из самых известных – маршрут на пик Черского (2090 м), который нам и предстояло преодолеть.
Маршрут считается «детским», некатегорийным, обычно проходится за 2 дня (первый день до базового лагеря, второй – на пик и назад), но есть варианты прохождения за день налегке или, наоборот, за большее количество дней. Мы, как не самые подготовленные туристы, решили пройти маршрут, не особо напрягаясь, за 4 дня, но справились за 3.
Маршрут начинается в Слюдянке, городке почти в самой южной точке Байкала. Едем туда на электричке из Иркутска или откуда-нибудь из другого места. Там заходим в магазин скупится в дорогу, короткий перекус – и в дорогу. Сначала нужно пройти через Слюдянку, километра четыре. Вскоре выходим из города и по "дороге из желтого кирпича" устремляемся в горы. Справа журчит река (тоже, как ни странно, Слюдянка), за ней и слева начинаются горы, пока еще невысокие. Река названа не просто так – здесь раньше добывали не только слюду, но и огромное количество минералов. Выходим на автодорогу и дальше идем по ней. Здесь главное не промахнутся и еще один раз сойти с дороги, чтобы не плутать по серпантину. Дорога плавно входит в лес, и дальше мы уже идем по нему. Слюдянка постоянно рядом с нами, по сути, мы находимся внутри ее каньона. Маршрут этот интересен тем, что дорога наша пересекает реку и ее притоки раз 20 и не везде есть мосты. То есть где-то в половине случаев нам придется переходить реку вброд. А это не так-то просто. Температура воды по ощущениям – градусов 5, и то, если есть. Когда выходишь из воды, хочется прыгать, так коченеют ноги. Впрочем, нам грех жаловаться – в наше появление воды в реке было относительно немного, обычно люди заходят по пояс, нам в этом плане повезло чуть больше. Переходить реку лучше в обуви, босиком опасно. Я, как самый недалекий, взял с собой шлепки, поэтому мне пришлось их привязывать резинками к ногам, чтобы не смыло. Течение здесь быстрое, того и гляди свалит человека, поэтому умыкнуть тапки для него – проще пареной репы.
Алгоритм прохода маршрута прост: подходим к реке, в надежде ищем мост, если находим мост, переходим по мосту, если не находим мост, переобуваемся из кроссовок в сандали/шлепки, переходим вброд, переобуваемся назад в кроссовки. Это поначалу. Переобуваться желательно, потому что в мокрой обуви себе, во-первых, можно натереть ноги, а, во-вторых, легко сорваться с камней. Однако уже через несколько итераций этого цикла начинаем смотреть на GPS, далеко ли следующий брод, и, если недалеко, то не переобуваемся. Потому что задалбывает. Так мы проходим километр за километром. Дорога у нас время от времени становится высохшим руслом речки. Весной здесь настоящие реки, летом они высыхают. Под ногами в основном большие камни с перерывами на нормальный грунт.Через несколько часов справа появляется мраморная гора. На самом деле, гора искусственная. Выше метров на 100 находится карьер, а сюда самосвалы сбрасывают по склону камень. Любуемся горой, общаемся с проходящими мимо поляками, которые приветливо улыбаются, когда узнают, что мы из Украины. Отсюда, что Украина, что Польша, что Питер – одно и то же. По сравнению с 5000 км расстояние между Киевом и Варшавой кажется незначительным, поэтому мы с ними здесь почти земляки.
Идем дальше. На одном из бродов нас обгоняет небольшой УАЗик – только такие тут и ездят, наши городские «внедорожники» здесь почти полным составом могут разве что постоять на солнышке. Здесь есть место лишь для настоящих машин, а не для бесполезно жрущих топливо паркетных танков.
Еще через несколько километров выходим к базе отдыха. Группа деревянных домиков, беседка, пиво в импровизированном холодильнике и манящие остаться хозяева. У нас чай с собой, а впереди еще много километров, поэтому спасибо, мы идем дальше.
Поднимаемся все выше и выше. Высота уже около 1100-1200 метров. Пережидаем дождик, кушаем и идем дальше. Скоро заканчивается дорога и дальше начинается обычная лесная тропинка. Здесь леса становится резко больше. Решаем сегодня пройти хотя бы до Горелой поляны, это еще несколько километров. По пути нас еще раз мочит дождь. На поляне понимаем, что места для палаток здесь немного и решаем идти дальше. Смеркается. После дождя атмосфера невыносимая. Воздух холодеет, над рекой и мокрой землей начинает образовываться пар, пот течет ручьем, а мы все поднимаемся. Вскоре доходим до Казачьей поляны. Высота здесь – около 1400 метров, до Метеостанции остается 100 метров вверх и 400 метров по горизонтали. Находим отличное место на поляне и решаем заночевать здесь. Нам на метеостанцию спешить не нужно, а места там может уже и не быть. Наспех разбиваем палатки и готовим ужин.
По ходу дела мимо проходит еще один такой же, как и мы, турист из Питера. Знакомимся, приглашаем его на чай со сладеньким. Он принимает приглашение и скоро приходит со своим кипятком. Рассказывает нам, что только вернулся с группой из Хакасии, теперь вот сам хочет погулять по Хамар-Дабану, а потом у него по плану – путешествие на лошадях по Алтаю. Молодец, ничего не скажешь. Допиваем чай и ложимся спать. Сегодня мы проделали больше, чем собирались по плану, поэтому заслужили отдых. Как только залазим в палатки, начинается дождь. Вовремя.
Утром просыпаемся не слишком рано. Дождь закончился, солнце светит ярко и мы можем начинать собираться. Потихоньку сушим палатки, готовим завтрак. Вокруг снуют бурундуки, мы подкидываем им немного сухариков и хлеба и фотографируем. Бурундуки – это местные белки. Так же быстро и ловко лазят по деревьям, так же пугливы, но в то же время не гнушаются людского общества. Очень любят свистеть в случае опасности и безо всякого случая.Оставив зверькам солидный запас пищи, мы выдвигаемся в дорогу. Проходим до конца поляны и выходим на тропинку, ведущую наверх градусов под 60-70. Корни деревьев выпирают из земли, образуя своеобразную лестницу. Под ногами – ковер из хвои.
Шикарное место, жаль, что дорожка так быстро заканчивается. 100 метров вверх и вот мы снова выходим на ровную поверхность. Высота 1500 м. Нас встречает знак о том, что мы находимся на территории метеостанции, что здесь не стоит сорить, и вообще следует относиться к природе аккуратно. Чуть дальше видны домики метеостанции. Обычные деревянные домики. Рядом несколько флюгеров, несколько других приборов, сараи и колодец. В колодце вода привозная, поэтому рядом с колодцем тоже висит объявление о том, что возле него нельзя мыть посуду, купаться и вообще воды мало, так что будьте экономны.
Проходим мимо станции и идем дальше по поляне искать место для палаток. Слева и справа люди уже обосновались, хотя палаток не так много, как я ожидал. Вскоре находим хорошее место и разбиваем лагерь. Еще 12 часов дня и мы еще можем успеть сбегать на пик. Ставим палатки, берем в рюкзак самое необходимое, остальное забрасываем в палатки. Когда мы сюда шли, я думал, КАК это можно оставить вещи непонятно где и идти дальше. Теперь я понял: сюда различного рода асоциальные элементы просто не доходят, вокруг люди, которых мы видели вчера, стоят пустые палатки. Это нормально. Это нормальные люди, которые, как и ты, ничего чужого не возьмут, а наоборот разделят с тобой последний кусок хлеба, если понадобится. Выдвигаемся. Идти здесь очень приятно – вокруг уже не лиственный лес, а хвойный, здесь суше, земля каменистее. Поднимаемся по серпантину на хребет. Здесь главное не пропустить несколько поворотов. На одном есть указатель «Наверх», заботливо вывешенный кем-то, на другом, уже почти на самом хребте, где идет древняя почтовая дорога на Монголию, его нет, можно и промахнуться. Ну, ничего, зато можно сходить в Монголию :) По пути встречаем много людей, которые большими и маленькими группками поднимаются или спускаются с хребта. Со всеми здороваемся – здесь так принято. Выходим на хребет. Далеко позади, между двух хребтов, видна наша метеостанция. Отсюда открывается шикарный вид на окружающие горы во все стороны. Останавливаемся отдохнуть и полюбоваться.
Высота где-то около
Пока ты находишься в этом месте, рядом с одной из вершин Хамар-Дабана, рассматривая панораму гор вокруг и блеск озера в долине под ногами, ты думаешь о том, что вся наша обычная жизнь, по сути, суета сует. Все эти политические баталии, шум городов, войны не стоят и одной минуты здесь. Все мы – всего лишь крупинка на этой планете, наша жизнь по сравнению с жизнью этих гор – доля секунды. В своей заносчивости и гордыне мы думаем, что стали хозяевами Вселенной, что мы имеем право убивать редких животных ради наживы, уничтожать леса ради прибыли, засорять реки и океаны лишь просто потому что нам лень немного потрудиться и не допустить этого. А на деле мы всего лишь бабочки-однодневки, которых планета может стряхнуть с себя в любой момент, когда ей надоест наш произвол, наше потребительское отношение. Мы родимся и умрем, а эти горы, это небо, это солнце будут вечно. Они видели как менялись времена, как приходили и уходили эпохи, как появился человек, как эти земли осваивали монголы и те, кто был до них, как переселялись народы, как сюда добрались европейцы и объявили эти земли своими, они видели войны и революции, но сами они мало изменились за это время. И вот ради того, чтобы в очередной раз почувствовать эту вечность, эту мудрость, мысленно пообщаться с нею, люди и идут сюда, в Тибет, на Памир, в Гималаи или еще куда-нибудь, карабкаются на эти вершины, преодолевают снега и реки, преодолевают себя. А потом возвращаются назад, очищенные от суеты, с тем новым пониманием, которое они приобрели здесь. С надеждой, что человечество одумается и сможет повернуть повозку, летящую к краю пропасти, и спасти себя и окружающую природу.
Вот и пора возвращаться. Напоследок окидываем взором окрестности и с чувством почти выполненного долга начинаем наш путь назад. До самой метеостанции добираемся без приключений. Сейчас около 5 часов вечера, то есть мы справились где-то за 4-5 часов. Рядом с нашими двумя палатками появились гости – еще две палатки стоят без надзора, а их хозяева, как и мы, убежали осматривать окрестности. Мы решаем сходить на разведку на недавно появившуюся здесь «базу отдыха» и узнаем, что там можно искупаться. «Полцарства за коня!» - решаем мы, и идем купаться. Вернувшись, набираем воды в колодце и начинаем готовить ужин. Рядом с нами виднеется указатель на какой-то туалет. Идем на разведку – и вот он! На достаточно крутом склоне горы притаился сбитая из дерева открытая площадка с дырой посередине, занавешенная синей порванной во всех местах простыней. Зато какая романтика! Сидишь себе, осматриваешь окрестности :) Людей на метеостанции ощутимо прибавилось, так как сегодня суббота, самое время для людей приходить на пик. Только они, как правило, на пик только собираются, а мы уже оттуда. Пообщавшись с нашими новыми соседями, и девушкой, которая без проблем распознала в нас украинцев по акценту, идем спать. Засыпая, я думаю о том, что начинаю понимать людей, которые ходят в горы...
На следующее утро мы понимаем, что всю ночь лил дождь, а солнце не собирается нас радовать своим присутствием. Решаем, что нам это не важно, собираем мокрые палатки, завтракаем и выдвигаемся в обратную дорогу. Спуск по хвойной дорожке, Казачья поляна – и мы снова входим в царство леса. Вскоре справа появляется наша спутница Слюдянка. Без приключений доходим до начала дороги и понимаем, что мы еще успеем на последнюю электричку в полшестого. Берем ноги в руки и быстро-быстро идем на электричку. Кушаем на ходу, благо есть орешки и шоколад. Воду пьем прямо из реки.
Не переобуваемся – некогда. Ноги потихоньку натираются, но мы постоянно меняем пластыри и настырно спускаемся вниз, по пути постоянно проясняя свое положение по GPS и расстояние до вокзала. Уже где-то за 2 километра до начала деревни понимаем, что, если не случится чудо, мы не успеем, и нам придется ночевать на вокзале и уезжать утром. Но чудо все-таки случается, видимо, Хамар-Дабан решил нам сделать прощальный подарок перед расставанием. На дороге стоит водитель, который как раз закончил копаться в моторе и хочет уже уезжать в Слюдянку по своим делам. Андрей подходит к нему и просит за некоторую плату подвести нас до вокзала. Водитель соглашается, мы садимся в машину и трогаемся. Приди мы на 10 минут раньше – он бы еще возился с машиной и не повез бы нас. Опоздай мы хотя бы на пару минут – он бы уже уехал. До вокзала он нас домчал минут за 10, по пути цепляя неровности дороги из-за перегруза. Каждый треск и скрип под днищем мы воспринимаем как увеличение нашей платы за проезд :) На вокзале мы спрашиваем, сколько с нас, он отвечает: «сколько не жалко». У нас мелких денег не оказалось, поэтому нам «не жалко» 500 рублей. В конце-концов, он заслужил. На электричку мы успеваем. Слава Богу. Итого – 3 дня, около 60 км по горизонтали и 1500 м по вертикали. Куча впечатлений, воспоминаний и фотографий. Спасибо тебе, Хамар-Дабан, за прекрасную погоду, за это свидание с природой, за бездну положительных эмоций, за пик Черского и озеро Сердце. Это было незабываемо.
PS. Больше фотографий из похода можно глянуть в галерее.
No comments:
Post a Comment