Tuesday, January 8, 2013

1000 км по австрийским дорогам

1000 км – это много или мало? По меркам России или США это сущий пустяк. По меркам Украины – уже не пустяк, но все еще немного: дорога из Харькова до горнолыжного курорта Буковель в Карпатах – это уже 1200 км, а ведь можно ехать и из Луганска в Ужгород. Но Австрия – небольшая, там можно проехать полстраны и вернуться в точку старта, проехав это расстояние.

Почему именно Восточная Империя (Austria = Österreich (нем.) = Öster + Reigh)? На самом деле, сначала планировалась поездка по Голландии или Германии, но с опытом вождения меньше года мы нашли вариант аренды авто только в Австрии. Второй причиной стали Альпы. В этом году мы так и не попали в поход, поэтому в горы тянуло неимоверно. Просмотр фотоотчетов из австрийских Альп в Интернете быстро доказал нам, что мы на верном пути.

Начиналось все как обычно. Сначала планирование маршрута: полтора дня в Вене, затем арендуем автомобиль и полетели по австрийским автобанам и обычным проселочным дорогам навстречу приключениям. В обязательных планах числились: Зальцбург, Санкт-Вольфганг, Гальштат, Мельк, Штайр. Дальше – как пойдет.

По факту маршрут получился таким:

View Larger Map

При подготовке к поездке нас радовало все, кроме прогноза погоды. Все прогнозы, которые мы смотрели, показывали дожди разной силы на всю первую неделю нашего путешествия. Мы смирились с этим и ожидали худшего. На деле же оказалось, что дождь был всего один день, а пасмурная погода – еще пару дней, и это абсолютно не испортило нам поездку, а даже наоборот. Более того, именно те дни, когда мы были в невероятно красивых местах, природа словно баловала нас и дарила если не целый солнечный день, то хотя бы его половину.

Далее покупка билетов на самолет, бронирование отелей, пара недель сбора документов о том, что ты не нищий и не террорист, австрийский визовый центр, неделя ожидания – и мы обладатели шенгенской визы. Рассказывать о каждом дне и месте долго, поэтому опишу лишь только самые запомнившиеся места и события поездки.

Вена

По рассказам друзей от Вены ожидали чего-то имперского и захватывающего дух. Имперское имеет место быть, да и город, безусловно, красивый, но дух не захватывает. Вена сбалансирована: центр и условно спальные районы выглядят одинаково хорошо. И там, и там можно получать удовольствие от прогулок, есть что посмотреть. Окраины, как и везде, загажены и исписаны граффити, но туда ведь можно и не ездить. Старый центр окружен Рингом – транспортным кольцом, по которому можно прогуляться пешком, прокатиться на трамвае либо велосипеде. В сувенирах преобладают три человека и их творчество: Моцарт, императрица Сисси и художник Густав Климт. Они буквально везде, начиная от статуэток и заканчивая кофе и конфетами.

Мы жили возле дворцового комплекса Шенбрунн, поэтому часть времени посвятили ему: красивый парк, большой дворец, похож на Екатерининский. К слову, небольшая гостиница, в которой мы жили, очаровала нас винтовой лестницей и старым деревянным лифтом, а хозяева подарили бутылку вина и коробку конфет при выселении.

IMG_8696IMG_9154IMG_9064

Очень запомнилась городская музыка. Познакомились с чешским виолончелистом Петером, который ездит по Европе в поисках себя и заработка, и немного знает русский язык, а также послушали красивую мессу в главном соборе, куда случайно заглянули. Очень хочется как-нибудь попасть на полную мессу в крупном католическом соборе.

IMG_1569IMG_8845IMG_8875IMG_8929

Зальцбург

В Зальцбург мы приехали на 3-й день поздно вечером. Из-за ошибки в адресе гостиницы и упрямого GPS, который пытался провести нас через перекрытый на ремонт перекресток, добираться до гостиницы нам пришлось с боями. Но все закончилось хорошо, и на следующее же утро мы были вознаграждены отличным видом из окна на горы.

Зальцбург нам сразу понравился: это город, в котором культурный пласт лежит толстым слоем на каждом здании и камне брусчатки. Лучше всего некоторые детали его истории нам рассказал кучер Томаш, еще один чех, который устроил нам форменную экскурсию, пока вез нас по центру города в повозке. Самое главное, что все должны знать о Моцарте – он не австриец, а зальцбуржец. Во времена его жизни город был столицей Зальцбургского архиепископства, и лишь после начала Наполеоновских войн стал частью сначала Австрийской и затем Автро-Венгерской империи. А причина, по которой Зальцбург долгое время был самостоятельным государством находится на высоте 120 м над уровнем города. Это главная достопримечательность города – крепость Хоэнзальцбург, резиденция князя-архиепископа. С высоты крепости открывается отличный вид на исторический центр города, дворцово-парковый комплекс Хельбрунн и горы.

IMG_9554IMG_9568IMG_9597IMG_9578

Зачем такому небольшому городку такая неприступная крепость – спросите вы. Все дело в том, что в средневековье это было очень, нет, ОЧЕНЬ богатое место. Это одно из немногих мест, где добывали соль, а торговля солью во все времена, кроме нынешних была выгодным занятием. К слову, salz переводится с немецкого как соль, а Salzburg – это, соответственно, Соляной город.

IMG_9439IMG_9829IMG_9848

В Зальцбурге нам очень повезло: мы попали на одну из больших ярмарок, пропитанную колоритом национального праздника и вкусами местной кухни, чем-то напоминающую Октоберфест. Что очень удивило, так это большое количество людей в национальных костюмах. Люди отдыхали, пили пиво за длинными столами, кушали мясные и рыбные деликатесы, сыр, выпечку и многое другое. Для детей также было немало развлечений и мастер-классов по народному творчеству. А по центру площади просто вывалили несколько стогов соломы, чтобы детям было где порезвиться, что они с огромным удовольствием и делали. При этом все было чинно и мирно, праздновать австрийцы умеют.

IMG_9736IMG_9757IMG_9765IMG_9745IMG_9756IMG_9815

Айсризенвельт (ледяная пещера в Верфене)

На второй день пребывания в Зальцбурге мы выкатили нашего железного коня прокатиться по окрестностям. Верфен находится в 40 км на юг от Зальцбурга, в нем живет около 3 тыс. человек, но там находятся аж 2 достопримечательности, которые стоят посещения: крепость Хоэнверфен и ледяная пещера. Как вы наверно заметили, крепости в Австрии именуются незамысловато: Хоэн (Hohen, в переводе - высокий) + название населенного пункта :) В крепость мы не попали, т.к. полдня ездили по Германии и долго кушали шницель с овощным салатом, а вот в ледяную пещеру успели. Для того чтобы попасть на последнюю экскурсию, пришлось довольно быстро взобраться на машине по серпантину в дождливую погоду, а потом бежать бегом из касс на подъемник – то еще удовольствие, надо сказать. Однако впечатления от пещеры того стоили.

Длина пещеры – 42 км, и это самая большая ледяная пещера в мире (неужели вики не врет?). Из них мы прошли лишь 1 км вглубь и назад по специально сооруженным мостикам. Наш гид сказал, что заходил на 10 км и там темно (еще бы), мокро и очень грязно. Отдельные ледяные скульптуры специально подсвечиваются – это очень красиво. Фотографировать в пещере нельзя, поэтому кому интересно, можете посмотреть видео.

Гора Унтерсберг

Гора Унтерсберг (самая высокая точка – 1972 м) – это еще одно интересное место совсем рядом с Зальцбургом (16 км, можно даже добраться на городском автобусе). Гору отлично видно из крепости Хоэнзальцбург. Подняться на вершину можно пешком или на подъемнике.

Мы поднимались во время сильной низкой облачности и поначалу даже пожалели – видимость на вершине была близкой к нулевой, снега по колено, а мы с Леной в летних кроссовках. Немного прогулявшись и насквозь промочив ноги, мы встретили семью австрийцев, бредущую в ботинках и с трекинговыми палками назад, которые сказали нам, что дальше идти бесполезно – до вершины не добраться. Вернувшись назад к подъемнику, мы решили перекусить в местном ресторанчике. Расправившись с едой за полчаса, мы вышли наружу и были приятно удивлены сменой погоды: облака разошлись и сквозь них стало периодически проглядывать солнце. Обрадованные мы пофотографировали окружающие горы и Зальцбург внизу, а потом предприняли еще одну вылазку в сторону вершины. И там нас ждал очень приятный сюрприз: немного в стороне на крутом склоне паслось небольшое стадо диких горных коз. Козы занимались тем, что бегали по практически отвесным скалам и хрумали зеленые ветки елового сланика. Видео этого процесса можно посмотреть здесь. Нам очень повезло, что мы увидели этих животных в дикой природе, и это без сомнения одно из самых сильных впечатлений поездки.

IMG_0179IMG_0252IMG_0255

Санкт-Вольфганг и Зальцкаммергут (Salzkammergut)

После 3-х ночей в Зальцбурге мы снова сели в машину, чтобы поехать в один из самых красивых районов Австрии – Зальцкаммергут. Зальцкаммергут – это богатый озерами горный край, сформированный ледником. На следующие три ночи мы облюбовали себе поселок Sankt Wolfgang на берегу озера Wolfgangsee. В Австрии почти все озера имеют суффикс –see (Mondsee, Traunsee), что переводится с немецкого как – surprise, surprise – озеро :) Топографические названия, как вы уже поняли, здесь незамысловатые.

В целом за время путешествия мы успели увидеть 5 озер, и каждое из них просто великолепно. Дорога ветвится по самому берегу и самая большая проблема для водителя здесь – отсутствие возможности наслаждаться видами с пассажирского сиденья. Поэтому постоянно приходится искать на обочине очередное разрешенное для остановки место, чтобы отснять новые красивые кадры или просто оглядеть окрестности.

IMG_0415IMG_0427IMG_0430

Wolfgangsee – наверно, самое живописное из озер Зальцкаммергута, окруженное горами со всех сторон. Длина озера – 11.5 км, а наибольшая глубина – 114 м. По краям озера расположились поселки Санкт-Гильген и Штробль, а в центре, разделенные 200-400 м полосой воды – Санкт-Вольфганг и Abersee. Летом в поселках на берегу озера не протолкнешься, особенно в Санкт-Вольфганге, в котором абсолютное большинство зданий – гестхаусы и небольшие гостиницы. Да и зимой сюда приезжает много туристов встретить Рождество и Новый год. А вот осенью в Санкт-Вольфганге очень мало людей и поселок буквально вымирает после 6 часов вечера. Однако это не мешает зайти в небольшой ресторанчик и насладится вкусным ужином, а потом пойти на набережную и долго сидеть обнявшись при свете луны с любимой.

В Штробле тоже довольно интересно. Мало того, что поселок сам по себе симпатичный, так рядом с ним еще и находится большой холм, который выдается в озеро на добрых две сотни метров. По краю холма проложена переходная дорожка, но т.к. края у холма очень крутые, то иногда она проходит по специальным мостикам, а под ногами в прозрачной воде плавает форель. В такие чистые места очень хочется приезжать почаще.

IMG_0504IMG_0803IMG_0819IMG_1402

Гора Шафберг

Главное развлечение в Санкт-Вольфганге – это железная дорога, ведущая на вершину горы Шафберг (1783 м). Это уникальное в своем роде инженерное сооружение, т.к. уклон дороги в некоторых местах “на глазок” достигает 30 градусов. Работает вся эта система благодаря дополнительной зубчатой “рельсе” по центру полотна, за которую цепляется паровоз, что позволяет ему подниматься на вершину и зимой. Да-да, дорога была открыта в 1893 году и здесь до сих пор ходят паровозы. Кроме этого, сам паровоз наклонен вперед, что позволяет ему занимать более-менее горизонтальное положение на подъемах. Для безопасности паровоз всегда находится в нижней части состава, так что даже если вагоны отцепятся – далеко они не уедут.

IMG_0465IMG_0527IMG_0680

Подъем на гору на таком чуде техники – уже само по себе событие, а здесь оно еще и дополняется все более и более впечатляющими ландшафтами вокруг, которые проявляются по мере набора высоты. Но самое интересное находится наверху. С вершины открывается невероятный панорамный вид на озера Mondsee, Attersee, Wolfgangsee и окружающие их пики. Это действительно офигенно, когда не знаешь, в какую сторону смотреть и что фотографировать, чтобы потом было что вспоминать долгими зимними вечерами.

Подняться и спуститься с горы можно и пешком, но у нас, к сожалению, не было на это времени. Единственное, что мы смогли себе позволить – это провести на горе немного больше времени, чем мы планировали, чтобы погулять по хребту. Это было действительно незабываемо. Немного видео о горе и поезде (не мое).

IMG_0612IMG_0615IMG_0693IMG_0713

Гальштат

После всех ярких впечатлений поездки по озерам мы уже думали. что нас ничем нельзя поразить. Однако мы недаром планировали свой маршрут таким образом, чтобы каждое следующее место было сильнее предыдущих. На последний день и своеобразный десерт мы оставили поездку в Гальштат – жемчужину Австрии, памятник Юнеско.

Гальштат ютится на узкой полоске земли между горой и озером. В середине прошлого века дорога проходила через город, и с наплывом туристов на автомобилях поселку стало совсем трудно. Поэтому предприимчивые австрийцы просто взяли и продолбали в горе серию туннелей в обход города, а в деревню разрешили доступ только автомобилям местных жителей. Кстати, о местных жителях. Их здесь всего около тысячи, и связано это не с тем, что молодежь уезжает в столицу. Желающих жить в тишине и красоте этого места хоть отбавляй, а вот земли для постройки дома здесь уже давно нет. Места настолько мало, что даже кладбище здесь особое: через некоторое время кости покойников откапывают, чистят, наносят на них имена и узоры, а потом аккуратно складывают в общий склеп.

IMG_0912IMG_0918IMG_1154

Развлечений в Гальштате немного. Первое – подняться на фуникулере (или пешком) и осмотреть современные соляные шахты. Соляные копи Гальштата разрабатываются уже 3 тыс. лет, это древнейшие шахты в Европе. К слову, Hall в слове Hallstatt, как и Salz в словах Salzburg и Salzkammergut, переводится как соль, что само собой уже кагбэ намекает на историю и основную статью доходов населения в древности и средневековье. К слову, жили жители Зальцбурга и Гальштата в те времена очень небедно. Экскурсия в шахты познавательна, но я так и не понял, стоила она того или нет. Возможно, было лучше потратить этот час-полтора на небольшой хайкинг в горы.

Второе развлечение – это прогулка по озере на электрической лодке. На этом и многих других озерах запрещен транспорт на ДВС – только электрика, парус или весла. Вот это развлечение на 200% стоит потраченных на него денег и времени. С воды можно рассмотреть всю деревню и горы над ней, а также сплавать на противоположный берег и рассмотреть в деталях небольшой частный замок.

А еще Гальштат очень фотогеничен, что, конечно же, оценят фотографы. И настолько прекрасен, что один китайский магнат в 2012 году построил копию деревни в Китае. Австрийцы сначала возмутились, но наверно китайские магнаты бывают очень убедительны, поэтому теперь у них своеобразное культурное сотрудничество :)

IMG_1058IMG_1108IMG_1124IMG_1200IMG_1033IMG_1348

Romantikstrasse

Последнее, о чем хотелось бы рассказать – это т.н. Romantikstrasse из Вены в Зальцбург. Есть 2 способа добраться из одного города в другой: по автобану A1 и по этой самой Романтической дороге. В Зальцбург мы ехали по автобану, а назад волею случая (ничего не знав об этой дороге) возвращались по ней. Так получилось, что дорога шла как раз через те места и города, которые мы хотели посмотреть, поэтому коричневый указатель Romantikstrasse преследовал нас на всем пути, пока в одном из туристических центров на наш вопрос по поводу того, как лучше всего добраться в Штайр нам не дали карту с отмеченной на ней дорогой.

IMG_0335IMG_1376IMG_9311

Романтическая дорога проходит через уже упоминавшиеся Мондзее, Санкт-Вольфганг, Гальштат, а также набор других городов и поселков, из которых достойны упоминания Бад Ишль, Гмунден, Штайр, Еннс и Мельк. В каждом из этих населенных пунктов есть что посмотреть. Например, Бад Ишль – это известный курорт, где лечат водой и грязями, здесь находится Кайзервилла – летняя резиденция семьи императора Франца-Иосифа. Гмунден расположен на берегу озера Траунзее, поэтому здесь очень красивая набережная, а также небольшой замок Орт (Schloss Ort), расположенный на острове. Мельк известен своим красивейшим монастырем, а в Штайре очень красивый исторический центр с большой площадью и шикарной архитектурой. За Еннсом дорога пересекает автобан и уходит на север, чтобы встретиться с Дунаем и дойти параллельно реке до самой Вены.

Но все эти красивые города и поселки меркнут по сравнению с самой дорогой. Romantikstrasse проходит по самой кромке озер районе Зальцкаммергута, а выбравшись из предгорий, петляет между красивейших зеленых холмов и полей. Она очень разнообразна, и за каждым новым поворотом скрывается что-то новое и интересное. Так что, если вам нужно будет добраться из Вены в Зальцбург и будет день (а лучше два) свободного времени, то лучше ехать по ней, а не по автобану.

IMG_1530IMG_1439IMG_1474IMG_1505

Заключение

Австрийцам можно только позавидовать. Летом – прекрасная природа, чистейшие озера, высокие пики Альп и обалденные возможности для прогулок и велопоходов, зимой – лыжи и сноуборды хоть каждый выходной. При всем при этом развитая промышленность, ветряки и солнечные батареи, прекрасные дороги и транспорт. Зальцбург – почти идеальный для жизни город, небольшой, легкий, старинный, легко добираться в горы, на озера, при необходимости в Вену, Мюнхен, Швейцарию, Италию.

Но главным выводом поездки стало то, о чем мы догадывались заранее, но лишь сейчас смогли проверить. Самостоятельные путешествия на машине – это совсем другой уровень удовольствия. Чувствуешь себя совершенно свободным: посещаешь те места, которые хочешь, а не те, куда можно добраться на транспорте (не говоря уже об ужасных автобусных турах), не привязан по времени, можешь увидеть намного больше красивых мест. И еще то, что какими бы ни были красивыми старинные города, но красоту природы, красоту гор они не в силах затмить. Остается лишь констатировать, что по количеству и качеству впечатлений и эмоций, а также увиденной красоты эта поездка была самой сильной.

Кому интересно, полный набор фотографий можно посмотреть на пикасе:

Австрия 2012 – Вена
Австрия 2012 – Зальцбург
Австрия 2012 – Гора Унтерсберг
Австрия 2012 – Зальцкаммергут, Романтическая дорога
Австрия 2012 – Санкт-Вольфганг и гора Шафберг
Австрия 2012 – Гальштат

Спасибо за внимание!

6 comments:

1. Спасибо, отличный пост! Самому захотелось там побывать :)

ReplyDelete
  2. Спасибо! Очень интересно, прямо на экскурсии побывала. Много и ничего лишнего, что хотелось бы пропустить. А фото просто глаз не оторвать!

3. Спасибо :) Рад, что не даром писал.

4. Райская жизнь там у них я смотрю

ReplyDelete
  5. Живописное путешествие

6. Александр, спасибо за чудесное повествование! Мы как раз ищем маршрут интересных для всего нашего рабочего коллектива стоматологов чтобы вместе попутешествовать. Ваш вариант очень заманчив. Тем более вы так всё описали хорошо!