В последнее время на собеседованиях сталкиваюсь с тем, что не все люди, претендующие на роль team/dev lead, знают про железный треугольник. Хочется немного осветить этот вопрос. Сразу скажу, что опытные PM’ы не найдут для себя ничего нового в этой заметке, она ориентирована на тех, кто еще только начинает изучать проектный менеджмент.
Итак, железный треугольник (iron triangle, project management triangle) – это абстракция, описывающая взаимодействие основных атрибутов или характеристик проекта: объема работ, сроков и ресурсов (команды, а следовательно и бюджета). Выглядит он обычно так:
Иногда в центр этого треугольника кладут еще Quality, отмечая таким образом четвертую вершину, которая взаимосвязана с этими тремя, но мы сейчас не будем усложнять картину.
Смысл этого треугольника в том, что ограничения на объем работ (scope), сроки (time/schedule) и бюджет (cost/budget) должны быть разумными, и любой менеджер проекта должен уметь ими управлять. В противном случае проект рискует стать провальным.
Наверняка каждый, даже не занимающиеся непосредственного управлением проектами, сталкивались с ситуациями, когда оценка на разработку системы или ее куска превышает либо сроки, за которую необходимо сделать работу, либо бюджет, имеющийся у клиента. А может, сталкивался и с такими ситуациями, когда эта самая работа должна быть сделана в указанный срок ограниченными ресурсами (командой). Эту последнюю ситуацию как раз и называют железным треугольником, то есть треугольником, в котором все наши три вершины ограничены и зажаты, и у нас нет свободы действий ни по одной из них. И чем экстремальнее это “зажимание”, тем сложнее команде выполнить взятые на себя (или пообещанные кем-то сверху) обязательства.
Как же бороться с железным треугольником? Так же, как и с deadlock’ами – стараться не создавать предпосылок для его появления :)
Проще всего это сделать, когда железный треугольник начинает проявлять себя еще на стадии планирования проекта или его фазы. В этом случае у менеджера проекта есть единственная правильная стратегия: предложить клиенту выбрать две из трех вершин, которые ему наиболее важны, а третью оставить варьируемой и с ее помощью избежать проблем. Имея три вершины, имеем три варианта:
- Клиент более важно иметь продукт готовым полностью (ограничен объем работы), и у есть бюджет лишь на определенную команду. В таком случае сроки выполнения работ выбираются нами (отталкиваясь от оценки, а также размера и качества команды) или вообще делаются варьируемыми, если это возможно. Здесь нужно понимать, что этот вариант возможен лишь когда у клиента ограничен месячный или квартальный бюджет, если не хватает бюджета на весь проект, то нужно искать уже пути удешевления производства: покупка или использование сторонних разработок, использование более “дешевой” рабочей силы (аутсорсинг), экономия на качестве. Варьирование сроков здесь никого не спасает.
- Клиент хочет иметь продукт готовым полностью в указанные сроки. Единственный разумный (!) вариант здесь – увеличение команды. Не очень разумные варианты вроде сверхурочные работы тоже имеют право на жизнь, но их нужно использовать ОЧЕНЬ аккуратно. С увеличением команды тоже есть один нюанс: оно не всегда приводит к желаемому результату. Во-первых, новым людям нужно время на вливание в проект (если он уже идет). Во-вторых, не все задачи хорошо параллелятся – часто задача Б может быть сделана лишь только после завершения задачи А, поэтому добавлять людей для выполнения задачи Б нет смысла. В-третьих, большее количество людей в команде ведет к увеличению времени на их координацию и общение между собой, что увеличивает оценку объема работ и, следовательно, бюджет. То есть, опять же, клиент платит больше. Все это ведет к тому, о чем говорил еще дядюшка Брукс (перефразируя): 9 женщин не родят ребенка за 1 месяц.
- Клиент хочет иметь продукт в указанные сроки, но у него нет бюджета на увеличение команды. В этом случае единственная наша возможность – это варьирование объема работы, т.е. приоритезация задач проекта и договор сделать лишь те, что мы успеем, с учетом приоритетов. Менее важные задачи рискуют оказаться за границами продукта к дате релиза.
Эта ситуация очень напоминает выбор спальника (да и кучи других товаров). Спальник имеет три основных атрибута для выбора, находящихся в обратной пропорциональности друг от друга: теплота, вес и стоимость. Если у вас ограничен бюджет на покупку, вы можете купить либо теплый спальник, либо легкий. Если же вы хотите и то, и другое – пожалуйста, но придется раскошелиться.
В железный треугольник можно попасть и в середине проекта. Причин может быть много: промах в оценке трудозатрат, давление со стороны руководства, в конце-концов, приход на уже идущий плохо спланированный проект. Что делать в случае, когда контракты уже подписаны?
Прежде всего, не паниковать :) Не вы первые, не вы и последние – по разной статистике в IT около 20-25% заваленных проектов, и еще около 45-50% – вышедших за рамки запланированных бюджетов, сроков, либо выпущенных не полностью готовыми (не вся функциональность либо плохое качество).
А вот дальше нужно сесть и хорошо подумать, причем желательно вместе с вашим клиентом. Возможно, вы сможете найти компромисс и освободить одну из вершин, а даже если и нет – клиенту лучше быть в курсе происходящего как можно раньше, а не за неделю перед релизом, чтобы успеть подстелить соломку, где это возможно. Оптимизация процесса работы и коммуникаций, более строгий контроль за выполнением работ, строгий change requests management, оплаченные сверхурочные, дополнительная мотивация сотрудников премиальными – все это может помочь не потерять лицо в глазах клиентов и избежать штрафов за срывы сроков. Но все-таки наилучшая рекомендация для менеджера проекта – постоянно держать в голове этот самый треугольник и отталкиваться от него, дабы свести возможность срабатывания этого риска к минимуму. Ну, и не забывать управлять остальными рисками, конечно же :)
А как вы решаете эту проблему?
> T около 20-25% заваленных проектов, и еще около 45-50
ReplyDeleteМогбы ты поделится ссылками на статистику?
Да, конечно.
ReplyDeleteНашел эти цифры в довольно известном отчете Standish Group:
http://www.google.com.ua/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBkQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.projectsmart.co.uk%2Fdocs%2Fchaos-report.pdf&ei=PwFQTLTLA8ahONK11LIB&usg=AFQjCNGL1M7Uz7PqTlFdgXK-FjHpiaCEmg&sig2=auoMVXHJr2punh3OuGuUCg
Они упоминаются и в куче других источников, можешь поискать.
Больше резлультатов исседований можно найти тут:
http://www.it-cortex.com/Stat_Failure_Rate.htm
elazığ
ReplyDeletegümüşhane
kilis
siirt
sakarya
H7UCQ
görüntülü show
ReplyDeleteücretlishow
LHİ
https://titandijital.com.tr/
ReplyDeletesakarya parça eşya taşıma
aksaray parça eşya taşıma
urfa parça eşya taşıma
kocaeli parça eşya taşıma
X8BK6T
ankara parça eşya taşıma
ReplyDeletetakipçi satın al
antalya rent a car
antalya rent a car
ankara parça eşya taşıma
WRPVX
Adıyaman Lojistik
ReplyDeleteTrabzon Lojistik
Muğla Lojistik
Bayburt Lojistik
Bayburt Lojistik
PCD6AK
B0602
ReplyDeleteKırşehir Şehirler Arası Nakliyat
Muş Evden Eve Nakliyat
Niğde Parça Eşya Taşıma
Zonguldak Parça Eşya Taşıma
Kars Evden Eve Nakliyat
Kocaeli Lojistik
Huobi Güvenilir mi
Bolu Lojistik
Ağrı Lojistik
71DDF
ReplyDeleteAnkara Asansör Tamiri
Artvin Parça Eşya Taşıma
Sakarya Lojistik
Düzce Lojistik
Tokat Şehir İçi Nakliyat
Giresun Lojistik
Çerkezköy Koltuk Kaplama
Mardin Parça Eşya Taşıma
Çerkezköy Televizyon Tamircisi
8EC6B
ReplyDeleteAydın Şehir İçi Nakliyat
Antep Parça Eşya Taşıma
Sinop Parça Eşya Taşıma
Erzurum Parça Eşya Taşıma
Artvin Evden Eve Nakliyat
Mersin Şehirler Arası Nakliyat
Çorum Lojistik
Kars Evden Eve Nakliyat
Osmaniye Lojistik
A8F2D
ReplyDeletetelefonda görüntülü sohbet
görüntülü sohbet kadınlarla
antalya sohbet siteleri
kayseri mobil sohbet siteleri
karaman görüntülü sohbet kadınlarla
kayseri sesli sohbet odası
çanakkale sesli mobil sohbet
antep kadınlarla rastgele sohbet
tekirdağ sohbet siteleri
906B4
ReplyDeletekütahya mobil sohbet
igdir canlı sohbet sitesi
kayseri sesli sohbet uygulamaları
muhabbet sohbet
Niğde Parasız Görüntülü Sohbet Uygulamaları
sesli mobil sohbet
sinop kadınlarla sohbet
Siirt Tamamen Ücretsiz Sohbet Siteleri
Çorum Kızlarla Rastgele Sohbet
BF3D4
ReplyDeleteOrt Coin Hangi Borsada
Binance Referans Kodu
Soundcloud Beğeni Hilesi
Raca Coin Hangi Borsada
Dxy Coin Hangi Borsada
Btcturk Borsası Güvenilir mi
Parasız Görüntülü Sohbet
Tesla Coin Hangi Borsada
Sohbet
633A7
ReplyDeleteYeni Çıkacak Coin Nasıl Alınır
Bitcoin Kazanma Siteleri
Jns Coin Hangi Borsada
Trovo Takipçi Hilesi
Casper Coin Hangi Borsada
Xcn Coin Hangi Borsada
Bitcoin Nasıl Çıkarılır
Kripto Para Kazma Siteleri
Bitcoin Madenciliği Nasıl Yapılır