К написанию следующей заметки меня подтолкнула статья Виктора Ивановича Каука, к.т.н., директора Центра технологий дистанционного обучения Харьковского национального университета радиоэлектроники о проблемах подготовки кадров для IT-отрасли, ссылку на которую Паша Подлипенский разместил и снабдил комментариями в своем блоге. Меня эта тема также волнует уже очень давно, т.к. я только относительно недавно сам был студентом ХНУРЭ и видел все происходящее с нами и университетом своими глазами. Более того, я был активным участником данного действа, и мне бы хотелось высказать свои мысли по этому вопросу.
Для тех, кто не может/хочет читать достаточно длинную статью Виктора Ивановича, могу вкратце сказать, что он анализирует проблему оттока студентов из вузов на ранних курсах в пользу коммерческих фирм. При этом он рассматривает ситуацию с разных точек зрения и приводит много наблюдений, которые я видел и сам, пусть и с другой стороны. Основная его мысль, на мой взгляд, – это то, что проблема действительно есть и она очень серьезна, так как талантливые ребята, уходящие работать, выключаются из процесса образования и исследований, которыми они могли бы заниматься в противном случае. Виктор Иванович в конце приводит некоторые пути решения проблемы, но на мой взгляд они больше стратегические, чем реально побуждающие что-то делать. В то же время ведь недаром говорят, что осознание проблема – это полпути к ее решению.
Итак, у нас есть три действующих лица: вуз, коммерческие IT-фирмы и студенты. Причем говорить я буду не обо всех студентах, а лишь о тех, о ком говорит Виктор Иванович – о тех 10-20%, которые находят себе работу по специальности, еще обучаясь в университете. Исходя из своего опыта (я учился на кафедре Программного обеспечения автоматизированных систем, на потоке численностью около 180 человек, «работал» в университете с первого курса и после третьего ушел работать в крупную IT-компанию города Харькова) я могу сказать, что я наблюдал 2 волны оттока студентов. Первая волна началась где-то с начала третьего курса и закончилась где-то на четвертом. Если не считать тех единиц, которые пошли работать на 1-2 курсах, здесь ушло порядка 15-20 человек, т.е. где-то 10% потока. Связана первая волна была с тем, что 1) толковые ребята поднабрались уже достаточно опыта в вузе и шабашках, чтобы попробовать свои силы, 2) у них появились запросы, требующие финансов, и 3) многие из них попали на практику в коммерческие фирмы, после которой они там и остались. Потом в течение полугода-года опять же устраивались на работу единицы, а где-то с середины 5-го курса, когда начался диплом, пошла вторая волна, которая захватила еще где-то человек 10-15. Общее количество работающих на потоке приблизилось к 20-25%. После окончания вуза работать по специальности (в той или иной мере) пошли еще наверно процентов 10. Остальные работают не по специальности. Но разговор сейчас не о тех, кто нашли работу после вуза, а о тех, кто, по сути, частично бросил обучение с различными целями.
Чтобы понять, почему это действительно Проблема с большой буквы, давайте разберем цели каждого из действующих лиц и попытаемся найти точки соприкосновения, чтобы найти решение этой проблемы. Не уверен, что смогу перечислить все цели вуза или коммерческих фирм, но за студентов отвечу точно :)
Итак, почему толковый студент-программист хочет идти работать:
- хочет найти применение тем знаниям и опыту, что у него уже есть (есть у человека стремление к самовыражению, есть)
- хочет быстрее получить более серьезные знания в реальной работе, т.к. он этого не может получить в вузе, где дают широкие, но неглубокие знания
- хочет получить опыт реальной работы, т.к. это ему пригодится после вуза
- хочет начать зарабатывать деньги, причем не такие и маленькие, т.к. запросы уже выросли, а стипендия – нет (или ее и не было), хочет стать финансово независимым
- и, да, как правильно отметил Виктор Иванович, иногда хочет просто казаться взрослым и шарящим, мол, меня вот взяли, я работаю, я умный
Чего хочет вуз и преподаватели:
- дать своим студентам максимально качественное образование
- трудоустроить студентов после окончания вуза (есть такое требование Минобразования, насколько я знаю)
- высокой посещаемости студентами занятий
- проведения совместных исследовательских работ, т.к. у преподавателей на это зачастую просто не остается времени, им нужны помощники и исполнители, не говоря уже о том, что часто они просто исследователи в душе
- привлечения самых толковых ребят в аспирантуру с прицелом на работу в вузе
Чего хотят коммерческие фирмы в условиях большого спроса на специалистов:
- получать после вуза хорошо подкованных специалистов в достаточных количествах, которых не нужно переучивать или учить с нуля
- лучше получать специалистов средних, но много, чем действительно классных, но мало, т.к. специфика аутсорсинг-проектов, как правило, не требует много асов, она требует одного-двух асов и кучу хороших исполнителей
- успеть забрать самых лучших на работу именно к себе, т.к. в противном случае они будут работать на других, а тебе останутся ребята послабее
- дать возможность работающим у них студентам не тратить много времени на учебу, т.к. это отвлекает их от реальной работы, которая приносит прибыль фирме
- не давать особой возможности студентам работать на полставки (есть фирмы-исключения, но их не так много), т.к. такую работу сложнее координировать, планировать и, в конечном счете, продать конечному клиенту
Как видите, как минимум цели вуза и коммерческих фирм достаточно серьезно расходятся, если не сказать больше. По сути, это в какой-то мере борьба за толковых, умных ребят, в которой, в конечном счете, все равно проигрывает университет, т.к. он не дает таким студентам ни возможности реализовать себя, ни возможности быстро получить необходимые знания, ни возможности заработать. Ситуация осложняется еще и тем, что IT-отрасль, наверно, одна из немногих, где диплом действительно почти ничего не значит. Это раньше было, что человек с высшим образованием всегда имел приоритет над тем, у кого оно неполное, не говоря уже про цвет корочки. А в IT важны реальные знания, умения и опыт, благо, их в нашей отрасли легче проверить, чем, допустим, в банковской сфере или менеджменте. В какой-то мере все это напоминает «утечку мозгов» за границу, которую остановить можно либо выставив железный занавес, что нарушает право свободного выбора человека, либо создав условия для того, чтобы эти «мозги» все-таки остались здесь, в родном вузе, по собственному желанию. А это уже ой как непросто.
К сожалению, состояние нашего государства сейчас таково, что ему плевать на все эти проблемы. Какие там стипендии, гранты, какие там исследования. Я считаю, что IT-отрасль в Украине существует во многом не благодаря, а вопреки. В то же время, я уверен, что если бы в университете была интересная исследовательская работа, подкрепленная именными стипендиями, грантами и неким подобием зарплат, многие из тех, кто ушел работать, подумали бы 30 раз, прежде чем сделать это. Не знаю, кто как, а я уже насмотрелся на эти однообразные аутсорсовые приложения, в которых можно найти в лучшем случае технологический интерес, но уж никак не исследовательский (что бы там кто ни говорил, а настоящего R&D в аутсорсовых проектах, как кот наплакал). Если бы мне сейчас предложили программировать роботов, системы с элементами ИИ или спутники, я бы пошел, не раздумывая. А если бы это предложили в университете, это был бы вообще предел мечтаний. По крайней мере, часть людей, которым это действительно интересно, остались бы и могли бы заниматься тем, что им нравится, и не факт, что с меньшими зарплатами и перспективами.
Решение мне видится достаточно простым в формулировке, но в то же время ужасно сложным в реализации. Мне очень нравится фраза о том, что «настоящий учитель – это тот, кто умеет сначала разбудить любопытство, а потом его удовлетворить». Так и здесь, преподаватели должны суметь разбудить студентов, причем не только тех, кого называют толковыми, а вообще большинство из них. Разбудить их интересными задачами, совместными исследованиями, перспективами. Как это сделать?
- С ранних курсов стараться занимать студентов на различных внутренних проектах вуза, как учебных, так и практических, в рамках изучаемых ими дисциплин. При этом не нужны эти искусственные курсовые и лабы. IT – это новый век, здесь нужны новые подходы. В разных вузах используются экспериментальные подходы по обучению студентов программированию, когда пишутся проекты целыми группами студентов, максимально приближенно к реальности.
- Давать студентам по-возможности полные и последние знания, чтобы им было интересно ходить на занятия. Чтобы они знали, что они могут и там могут научиться чему-то полезному, а не только «на улице». Постоянно совершенствовать свои знания и умения, чтобы быть «в струе».
- Стимулировать внеклассные, факультативные занятия на различную тематику.
- Проводить в рамках вуза различные конференции, форумы, приглашать признанных специалистов, чтобы заинтересовать, зажечь людей.
- Проводить олимпиады по программированию, конкурсы научных работ, отправлять ребят с их работами в другие города, за границу. Пусть посмотрят мир.
- Стимулировать исследовательскую работу. Искать реальные, интересные проекты, желательно оплачиваемые, и решать их силами студентов и кафедры. Создавать исследовательские центры внутри вуза, получать гранты и т.д.
- Отправлять талантливых ребят (а не тех, кто заплатил, как у нас часто случается) учится по обмену за границу, выполнять там какую-то исследовательскую работу. В общем, активизировать связи с другими вузами и двигаться в этом направлении.
- Поощрять ребят, добивающихся успехов, стимулируя и подстегивая тем самым остальных.
- Сделать будущую возможную работу в аспирантуре максимально привлекательной для студентов, причем не только в финансовом плане.
- И так далее, думаю, основная идея понятна, а дальше можно развивать фантазию.
Да, эти меры не дадут 100%-го возврата людей в вуз, но они, по крайней мере, оставят тех, кто бы действительно хотел бы заниматься наукой и исследованиями, в вузе, а также, возможно, повысили бы те 20-30% работающих в результате по специальности ребят еще раза в полтора-два. Разве овчинка не стоит выделки? И, что удивительно, это выгодно не только вузам, но также и коммерческим фирмам, не говоря уже о студентах.